На главную

Мы в соцсетях


Версия для печати | Главная > Новости и объявления

Химпром на Технопроме: перспективы развития катализаторной отрасли

28 августа 2023

Участники Международного форума технологического развития «Технопром-2023» детально обсудили роль катализа в промышленности, а также перспективы и трудности развития отрасли. Особое внимание они уделили импортозамещению и масштабированию технологий.

Катализаторная база для технологического суверенитета страны

Директор ФИЦ «Институт катализа СО РАН», академик РАН Валерий Бухтияров выступил на сессии «Химический комплекс как основа технологического суверенитета и экономического развития России», где рассказал об аспектах применения катализаторов в разных отраслях, особенно в нефтепереработке и нефтехимии, и проблемах импортозамещения.

«Большую долю потребителей катализаторов составляют предприятия нефтяных отраслей, и многие из них создают производства на своей базе. Сейчас есть несколько производителей катализаторов, которые частично обеспечивают российский рынок и даже поставляют их за рубеж. Положительный пример — наше сотрудничество с ПАО "Газпром нефть", благодаря которому в Омске скоро заработает катализаторный завод. Он позволит закрыть потребности нефтеперерабатывающих компаний в катализаторах крекинга, гидрокрекинга и гидроочистки», — отметил Валерий Бухтияров.

Катализаторы критически важны не только для нефтехимии, нефтепереработки, производства азотной промышленности, но и для электроники, конструкционных материалов и машиностроения. Около 90 % химических производств основаны на каталитических процессах. Объем производства высокотехнологической химической продукции на базе катализаторов составляет 150 млн тонн в год, а стоимость достигает 8 трлн рублей. Крупнейшие потребители — ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК "Роснефть"», ПАО «Лукойл», ПАО «Татнефть», ПАО «Сибур Холдинг», ПАО «ФосАгро», АО «МХК "ЕвроХим"» и многие другие.

Общий объем потребления катализаторов в России — 60–70 тысяч тонн в год, но значительная их часть все еще импортируется — от 40 % до 100 %, что создает трудности с технологическим суверенитетом страны, подчеркнул директор ИК СО РАН.

«Степень обеспеченности катализаторами отражает процент доли импорта. По некоторым позициям, таким как производство акриловой кислоты, зависимость от поставок достигает 100 %. Из-за санкций многие компании столкнулись с проблемой нарушения поставок и ищут замену, например, в Китае и даже Иране», — сказал ученый.

Чтобы обеспечить технологический суверенитет страны, нужны компетенции и разработки для обеспечения национального химического комплекса базовыми катализаторами. А для этого необходима консолидация науки с промышленностью. 

«В советское время наш институт работал в качестве отраслевого "министерства" в формате МНТК "Катализатор" — межотраслевого научно-технического комплекса. Если бы мы смогли создать похожий межотраслевой консорциум с разными точками входа в эту структуру, это бы очень помогло в обеспечении технологического суверенитета в области каталитических технологий», — подчеркнул директор.

vib-techno-23.jpg

Проблемы масштабирования и финансовой привлекательности

В ходе панельной дискуссии «Трудный путь инноваций: пути перехода от научных исследований к промышленности на примере катализаторной подотрасли» участники обсуждали проблемы финансовой заинтересованности производителей и масштабирования каталитических технологий.

Заместитель Центра компетенций НТИ «Водород как основа низкоуглеродной экономики», старший научный сотрудник отдела гетерогенного катализа ИК СО РАН, к.х.н. Дмитрий Потемкин отследил изменения в системе разработки катализаторов в СССР и современной России.

«Процесс разработки и внедрения новых катализаторов в Советском союзе имел свои особенности. Научные исследования вели академические институты и университеты. Затем результаты передавали отраслевым НИИ для масштабирования и пилотирования. После, в случае успеха, начинали производство катализатора и предоставляли гарантии для потребителя. Весь этот процесс регулировался государством. В 90-х схема изменилась — началась высокая конкуренция с иностранными производителями. Они предлагали привлекательные условия и гарантию поставок, в то время как российские заводы испытывали финансовые трудности, а их оборудование быстро устаревало. Постепенно это создало "стену" между отечественными предприятиями и потребителями — вследствие чего заводам стало не так интересно внедрять новые катализаторы», — рассказал он.

pdi-techno-23.jpg

Кроме того, неблагоприятными факторами стали сложности взаимодействия государственных научных и образовательных учреждений и потребителей, живущих в условиях рынка, кадровый дефицит и сравнительная «инертность» химической отрасли в отношении инноваций. Привлечение инвестиций для средних и крупнотоннажных производств требовало больших капиталовложений. Все это в совокупности привело к упадку разработки новых технологических процессов в химической отрасли, а также потере компетенций.

По мнению Дмитрия Потемкина, ограничивающий фактор для производителей катализаторов — невысокий объем доходов по сравнению с потребителями катализаторов. 

«Если мы посмотрим на доходы нефтеперерабатывающих компаний, то они достигают нескольких триллионов рублей, для нефтехимической отрасли цифры доходят до 100 млрд рублей. Весь рынок катализаторов в России тем временем составляет около 50 млрд рублей. Основная прибыль сконцентрирована у потребителя. В таких условиях разработка и внедрение катализаторов вне контура крупных компаний становится не очень привлекательной. Это "константный" фактор, который ограничивает направление по разработке катализаторов», — подчеркнул ученый.

Говоря о масштабировании, Валерий Бухтияров сформулировал предложение по финансированию разработок государством в рамках госзаказа: 

«Госзадание — это проекты по фундаментальным исследованиям, которые, может быть, и не будут внедрены, но зато раскрывают тайны мироздания. С другой стороны, если бы государство могло определиться с теми приоритетами, которые нужны в том числе бизнесу, то можно было бы сформулировать госзаказ, по согласованию с промышленниками. В рамках этого госзаказа финансирование шло бы на проверку идей и переход на новый уровень. Да, результаты могут быть и отрицательными, но эти моменты необходимо обговаривать заранее».

Председатель Сибирского отделения РАН академик РАН Валентин Пармон привел пример схемы зарубежного сотрудничества бизнеса и образования в плане тестирования технологий. 

«В последние годы произошли очень большие изменения в постановке исследовательских задач в промышленности, в том числе в западной. Работы делятся на рисковые и те, где достигнут высокий уровень, и риск их внедрения минимальный. Крупнейшие зарубежные компании, включая BASF, рисковые работы передали в университеты. Даже если результат будет отрицательным — потеряны будут небольшие деньги. А если положительным — он пойдет дальше в работу», — отметил он.

parmon-techno-23.jpg 



Copyright © catalysis.ru 2005-2023
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных