На главную

Присоединяйтесь ВКонтакте

Версия для печати | Главная > Новости и объявления

Научное лидерство: роль личных качеств и проблема оплаты труда

27 сентября 2021

Участники конгресса «Роскатализ» обсудили на круглом столе вопросы научного лидерства: зачем становиться лидером, как на построение карьеры влияют личные качества и как проблема оплаты труда не дает остановить «утечку мозгов» из России.

Среди участников конгресса проводили опрос на тему построения научной карьеры, и только 10% опрошенных ответили, что хотят стать руководителями исследовательского проекта или направления.

По словам заведующего международной исследовательской лабораторией нанодиагностики Южного федерального университета Арама Бугаева, ученому совсем не обязательно становиться лидером — удовлетворение можно получать просто от исследовательской и преподавательской деятельности.

«Надо ответить себе на вопрос — а зачем мне становиться лидером? Для каждого понятие счастья свое — кто-то счастлив от чтения лекций студентам, кто-то от написания статей, кто-то становится счастливым от того, что руководит научным коллективом и выступает научным лидером», — отметил он.

Большинство респондентов ответили, что личные качества и умение общаться — это основной фактор, влияющий на построение научной карьеры.

«Ученые понимают: чтобы быть успешным, необходимо развивать область своих компетенций и свою конкурентоспособность. Нужно взаимодействовать с другими коллективами и командами, выходить за рамки своей организации, увеличивать круг знакомств и контактов. Как показал проведенный опрос, самыми важными качествами для построения карьеры люди считают вопросы, связанные с общением и коммуникацией», — сказал заведующий отделом нетрадиционных каталитических процессов Института катализа СО РАН Денис Козлов.

Среди факторов, препятствующих карьерному росту, участники конгресса назвали низкий уровень оплаты труда. По словам старшего научного сотрудника кафедры химии нефти и органического катализа МГУ Анны Вутолкиной, «утечка мозгов» по сравнению с 1990-ми годами сократилась вдвое, но все равно продолжает оставаться актуальной проблемой.

«Всё не совсем радостно и безоблачно, несмотря на многочисленные попытки правительства направить деньги на поддержку молодых специалистов. По статистике, в 1990-е отток составлял примерно 2 тыс. человек в год, сейчас это около 1 тыс. ученых. С одной стороны, отток снизился вдвое, с другой стороны, более 90% отъездов из страны связано с низкой оплатой труда», — подчеркнула она. 

Как отметил Арам Бугаев, внутри одной организации уровень зарплат может значительно отличаться. 

«Бывает, что одни сотрудники университета получают в разы меньше других. Тогда надо либо вообще не брать людей, если они не нужны, а если они нужны, то почему получают так мало? Это явно не ответственность молодого ученого, это проблема руководства, которое распределяет ставки младших лаборантов по 5 тысяч рублей», — сказал он.

По словам старшего научного сотрудника Центра новых химических технологий Института катализа СО РАН Людмилы Степановой, иногда молодым ученым не хватает практических задач: 

«Если говорить о проблемах, то и во время аспирантуры, и даже сейчас мне не хватает конкретных промышленных задач. Я была и остаюсь в фундаментальной науке, но хотелось бы решать и практические задачи и видеть их результат».

Участники стола отметили, что карьера в науке — это больше чем руководство коллективом.

«Карьера в науке — это всесторонняя реализация молодого ученого, в которой много составляющих. Это социальная значимость, общественное признание результатов, признание в научных кругах, а в условиях рыночной экономики – это, естественно, финансовая составляющая», — сказала Анна Вутолкина.



Copyright © catalysis.ru 2005–2024
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных