На главную

 
Научные подразделения Центра
Научная библиотека
Научные советы
Издательская деятельность
История ИК СО РАН
Версия для печати | Главная > Центр > Научные советы > Научный совет по катализу > ... > 2002 год > № 21

№ 21

Обложка номера

СОДЕРЖАНИЕ

Премия имени А.А. Баландина 2001 года

Научный совет по катализу РАН -
Отчет о научно-организационной деятельности в 2001 году

За рубежом

Л.М. Кустов
Современные тенденции промышленного катализа

Дж. В. Ньемантсвердрит
Как готовить успешные устные и постерные презентации (часть 1)




Премия имени А.А. Баландина 2001 года

Подробнее


Научный совет по катализу РАН

Подробнее


За рубежом

Подробнее


Современные тенденции промышленного катализа

Подробнее


Как готовить успешные устные и постерные презентации (часть 1)

От составителей "Каталитического бюллетеня"

Глубокоуважаемые читатели!

Мы все прекрасно понимаем, как сильно впечатление и эффект от результатов Вашей научной работы зависят от удачно найденного стиля изложения опубликованной статьи и, тем более, от удачно сделанного Вами доклада на научных конференциях.

Существуют несложные, но, к сожалению, практически неформализированные и поэтому малоизвестные алгоритмы несомненного повышения вероятности успеха от презентации результатов Вашей работы. Поэтому было очень приятно видеть на прошедшем недавно конгрессе "Европакат-5" небольшую брошюру с соответствующими рекомендациями, подготовленную Президентом Европейской федерации каталитических обществ (EFCATS) 1999-2001 годов профессором Дж. В. Ньемантсвердритом. Мы с удовольствием предлагаем нашим читателям перевод этой брошюры, любезно подготовленный для Каталитического бюллетеня Н.С. Крыловой.

EFCATS
Европейская Федерация каталитических обществ

Как готовить успешные устные и постерные презентации

Дж. В. Ньемантсвердрит
Институт катализа, Технологический Университет, Эйндховен, Нидерланды

Часть 1. Как подготовить успешное устное выступление

Создайте собственный стиль выступлений...
... но старайтесь не делать типичных ошибок

Введение

Часто ли, слушая сообщение по интересному научному вопросу, вам с трудом удавалось удержать внимание до конца доклада? Часто ли вы теряли интерес, когда докладчик не рассказал и половины? Что было причиной: сам предмет доклада или способ представления материала?

Во многих выступлениях предлагается интересный материал, но тем не менее, сообщение воспринимается с трудом, поскольку докладчик неосознанно совершает множество ошибок, связанных с формой изложения. Наверное, самое серьезное упущение состоит в том, что выступающий не понимает, как аудитория слушает. Если вы четко представляете, каких ошибок следует избегать, высока вероятность, что вам удастся значительно повысить эффективность своего выступления.

Кривая уровня внимания

Как правило, участник конференции готов вас выслушать, но при этом его нетрудно отвлечь. Вы должны понимать, что лишь немногие пришли специально на ваше выступление. Остальные могут оказаться на вашем докладе по самым разным причинам: чтобы дождаться следующего сообщения, составить общее представление об области исследований, или зачем-то еще.

Рассмотрим, как меняется внимание усредненной аудитории во время типичного выступления, рассчитанного, к примеру, на 30 минут. Сначала слушают все, но где-то на половине доклада уровень внимания может снизиться до 10-20% от начального. Ближе к завершению многие опять начинают слушать, особенно если вы переходите к выводам, поскольку надеются что-то извлечь из вашего выступления.

Что стоит предпринять для удержания внимания слушателей в течение всего доклада? Несколько рецептов можно извлечь непосредственно из кривой уровня внимания:

  • Почти каждый слушает в начале. Это лучший момент, чтобы дать слушателям понять, что они не могут себе позволить пропустить вашу работу.
  • Если вы хотите, чтобы основная мысль дошла до слушателей, нужно громко и четко произнести ее в начале доклада и повторить в конце.
  • Однако лучше всего разделить выступление на несколько частей, завершая каждую промежуточными выводами. Даже отвлекшись, слушатели легко подхватят нить рассуждений, особенно если в начале вы познакомили их со структурой доклада. Такой способ изложения выигрывает благодаря тому, что каждое важное положение повторяется несколько раз. Повторение основных моментов - ключ к тому, чтобы донести ваше послание до аудитории.

Почему слушатели отвлекаются?

Для этого может быть немало причин, некоторые из них от вас не зависят, например, плохой микрофон, некачественный проектор, шумный конференц-центр с картонными перегородками между комнатами, в которых параллельно идут две сессии. Все, что в ваших силах, - это стараться избегать ошибок, которые могут побудить аудиторию прекратить слушать. Такие ошибки делятся на два класса: ошибки докладчика и ошибки презентации. Ниже приводятся наиболее типичные ошибки, большинство из них не нуждаются в комментариях.

  1. Докладчик живет в узком мире своих исследований и считает, что все сведения, необходимые для восприятия его работы, общеизвестны. Такое убеждение редко оказывается справедливым!
  2. Изложение не имеет ясной структуры, поэтому трудно следить за ходом рассуждений. Недостаточно четко представлены основные моменты, такие как постановка проблемы, цели и обоснование.
  3. Наглядные материалы (прозрачки, слайды) несовершенны, невнятны, нечитаемы, слишком мелки, перенасыщены и т.п. Иногда за короткое время предлагается слишком много иллюстраций (опыт показывает, что один слайд в минуту - совсем неплохо).
  4. Изложение ведется длинными усложненными предложениями, докладчик использует неуместный жаргон, сокращения или сложные слова. Предложения с пассивным залогом ("Из этого рисунка было заключено, что..." или "Таким образом, был сделан вывод о том, что...") воспринимаются труднее, чем предложения с активной формой глаголов ("Этот рисунок означает, что ..." или "Таким образом, мы считаем, что ..."
  5. Еще хуже, когда выступающий читает свой доклад по бумаге, забывая, чтописьменный язык обычно более формален и сложен по сравнению с разговорным языком, чтение текста по бумаге идет гораздо быстрее, чем свободное изложение. В таких случаях аудитория определенно будет испытывать информационную перегрузку. Конечно, мы сочувствуем докладчику, не очень хорошо владеющему английским. Но читать текст по бумаге - это почти всегда не лучшее решение вопроса. В конце концов, никто не упрекнет вас за пару языковых ошибок, ведь для большинства участников английский является иностранным языком.
  6. Внимательному восприятию мешают монотонная речь, слишком быстрый или слишком медленный темп изложения, отсутствие интонационных выделений, невнятное произношение. Некоторые докладчики во время выступления поворачиваются к слушателям спиной и следят за экраном вместо того, чтобы поддерживать зрительный контакт с аудиторией.

Как организовать ваше выступление

Следует иметь в виду принципиальное отличие устного выступления от письменного сообщения. На лекции слушатель поневоле следует тому порядку, в котором докладчик излагает материал. При чтении статьи можно перескочить от одной части к другой, вернуться к разделу о материалах, знакомясь с результатами, заглянуть в выводы, и т.п. Именно поэтому все научные статьи имеют примерно одинаковую структуру: резюме, введение, экспериментальные методы, результаты, обсуждение, выводы, ссылки. Однако такая структура совершенно неуместна в устном выступлении. Тем не менее, большинство докладов на конференциях следуют именно этому порядку.

Почему эта общепринятая структура не подходит для лекций? Потому что слушателю приходится держать в голове детали экспериментальных методов до изложения результатов и припоминать различные результаты, когда докладчик переходит к обсуждению. Другими словами, детали, которые следует объединять

(почему, как, что, и что все это значит в отдельном эксперименте), рассматриваются по отдельности. Вы слишком многого требуете от слушателей, рассчитывая, что они будут помнить все эти факты и рисунки до заключительного момента, когда вы объясните, как части складываются в целостную картину.

Гораздо лучший способ организации выступления состоит в группировке сведений, связанных друг с другом. Так, если вы обсуждаете характеризацию, например, методом XPS, вы начинаете эту часть выступления несколькими замечаниями о том, что вы хотите узнать о рассматриваемом катализаторе, как метод XPS поможет получить эту информацию, затем показываете несколько результатов и обсуждаете их значение. Завершаете выводом. Затем переходите к следующему вопросу, например, к определению размера частицы методом TEM. Покончив с этим вопросом, можете сделать общее заключение о состоянии вашего катализатора, прежде чем перейти к обсуждению поведения катализатора.

Десять шагов в подготовке успешного выступления

Вы должны четко осознавать два ключевых момента в подготовке доклада:Послание: что должно остаться в головах слушателей, когда я закончу выступление.Аудитория: как построить выступление, чтобы слушатели поняли и запомнили мое сообщение.

1) Начните вовремя

Как только вы подали заявку на участие в конференции, пришло время задуматься, как организовать материал при выступлении, если ваша заявка будет принята. Читайте материалы по истории вопроса, знакомьтесь с работами по теме, регулярно обращайтесь к собственным результатам и обдумывайте наиболее уместные выводы. Постарайтесь представить, с какими слушателями придется иметь дело, и подумайте, какие сведения общего характера стоит включить в доклад

2) Послание

Постарайтесь выразить основную мысль вашего доклада в одном предложении. Это сложно. Вам удастся это сделать, только если вы действительно владеете своим предметом (что является основным условием, позволяющим ясно изложить материал слушателям).

3) Проведите отбор и упорядочение результатов

Используйте предложение, обозначенное в пункте (2), как критерий определения того, какие результаты включить в доклад, в каком порядке, какая общая информация нужна для восприятия этих результатов, какие детали эксперимента необходимы, а какие нет. Отбор должен быть строгим, следует отбросить любой эксперимент или результат, который не помогает донести основную мысль вашего сообщения.

Хотя на первый взгляд может показаться естественным представить результаты в хронологическом порядке их получения, этот порядок не обязательно окажется идеальным для лучшего понимания слушателями того, что вами сделано. Подумайте, когда лучше обсудить основные моменты: в начале, ближе к концу, или распределить их по всему докладу. Вам решать, но лучше выбрать порядок, который, на ваш взгляд, больше устроит аудиторию.

Насколько подробно вам придется остановиться на описании экспериментальных подходов и методов характеризации, зависит от научной подготовленности ваших слушателей. Постарайтесь НЕ отождествлять аудиторию с вашим руководителем, вряд ли большинство слушателей имеет достаточно специальных знаний по вашему предмету. К тому же вряд ли кто-то будет возражать против того, чтобы услышать что-то уже известное, если изложение ведется на хорошем уровне и, возможно, занимательным образом.

4) Начало и введение

В начале, то есть в первых предложениях, вы привлекаете внимание, например, самим научным вопросом либо броским и даже провокационным заявлением. Может быть, стоит тут же привести выводы вашей работы. Старайтесь говорить неторопливо, с интонационными выделениями и следите за аудиторией. Конечно, нужно тщательно подготовить и выучить первые предложения.

Однако, прежде чем произнести первую фразу, хорошо бы начать с обращения: "Господин председатель, леди и джентльмены ...", затем сделать паузу в несколько секунд и обвести взглядом аудиторию, проверяя, проявляют ли люди внимание. Тем самым вы реально побуждаете аудиторию слушать. С помощью этих слов вы также проверяете микрофон, убеждаясь, что важные первые предложения вашего выступления будут услышаны.

В оставшейся части вступления вы очерчиваете предысторию вашего исследования. Помните, что многих слушателей очень заинтересует краткое описание состояния вашей области исследований. Поэтому выделите достаточно времени (по меньшей мере 30% всего выступления) на представление общих аспектов вашей работы. Хорошо, если вы не только четко определите рассматриваемую научную проблему, но и сформулируете выводы своей работы. Тем самым вы позволите аудитории легче следить за ходом рассуждений и предвосхищать результат экспериментов. Иначе говоря, вы предоставите слушателям возможность активно воспринимать ваше сообщение. Не забывайте, что научное выступление - это не детективный рассказ, где развязка происходить лишь в последний момент.

5) Выводы и заключение

Чтобы привлечь внимание всей аудитории, следует четко объявить, что сейчас вы представите выводы. Формулируйте ваши выводы в сопоставлении с вопросами, поднятыми во введении. Исключите все лишние детали. Представив все выводы, можете поблагодарить тех, кто вам помогал (но не соавторов, перечисленных в программе), а также организации-спонсоры. Можно завершить выступление заключительной фразой, повторяющей главную мысль вашего выступления, например:

"Леди и джентльмены, надеюсь, я показал вам, что носитель XY является очень перспективным катализатором превращения метана в синтетический бензин при комнатной температуре". Это то сообщение, которое останется в голове слушателя, которое он должен запомнить, желательно, в сочетании с вашим именем и местом работы.

6) Очень важно хорошо сделать рисунки

Рисунок стоит тысячи слов. Но не всякий рисунок. Иллюстрации, особенно подготовленные с помощью электронных средств, могут быть очень точными и аккуратными, но в то же время могут представлять собой настоящие головоломки. Хороший рисунок отвечает следующим требованиям:

  • он легко читается (крупные буквы, контрастная печать);
  • обеспечивает все необходимые пояснения (ясное название, желательно и вывод);
  • включает в себя только относящуюся к делу информацию;
  • не содержит жаргонных слов или сложных условных обозначений, которые слушателям приходится расшифровывать.

Так, приводя ряд спектров или кривых активности, на каждую кривую вы помещаете понятное обозначение (но не буквы a, b, c, которые объясняются в отдельной подписи!!). Избегайте кодового обозначения образцов, например, "образец AX234/a5", - такие обозначения уместны в лабораторном журнале, но неприемлемы в выступлении (а также в статьях).

В большинстве случаев не рекомендуется использовать числовые таблицы. Помните, что слушатели прочитывают все, что показано на экране, и во время чтения они меньше внимания уделяют тому, что вы говорите. Не стоит перегружать выступление теоретическими формулами и математическими выкладками. Конечно, иногда они необходимы, но лучше свести использование этих элементов к минимуму. Вы должны понимать, что человеческая память хранит информацию в образной форме. Поэтому четкие рисунки, схемы и диаграммы - это лучший способ передачи информации.

7) Иллюстративные материалы: прозрачки (диапозитивы), слайды или компьютерный проектор?

При показе прозрачек с помощью простого проектора особых проблем обычно не возникает. Как правило, рисунки хорошо видны, слушателям легко их прочесть, комнату не нужно затемнять, что помешало бы при желании вести записи. Вам, как докладчику, использование прозрачек предоставляет возможность в любой момент внести в рисунок изменения или даже написать на нем что-то во время выступления.

Слайды не обеспечивают такой гибкости. Конечно, оптимально подготовленные слайды в сочетании с высококачественным проектором предоставляют прекрасную зрительную поддержку вашего выступления. К сожалению, качество многих слайд-проекторов далеко от оптимального, и к тому же, многие докладчики показывают неудачные слайды. Кроме того, может заесть проекционный механизм, слайды могут оказаться перевернутыми вниз головой,возможны сбои в управлении проектором и т.д. Еще одно неудобство использования слайдов - это необходимость затемнения лекционной комнаты, при этом слушателям трудно делать записи. А если изложение недостаточно увлекательно, кто-то может и заснуть...

В последнее время становится популярным компьютерный показ с использованием лучевого проектора. Несомненно, это прекрасная возможность создания впечатляющих эффектов. Однако большинство переносных лучевых проекторов не обеспечивают достаточной яркости в больших конференц-залах, и лишь немногие конференц-центры имеют встроенные высококачественные проекторы. Кроме того, программное обеспечение предоставляет такое разнообразие возможностей, что лекторы часто создают неприемлемые цветовые сочетания и неудачное фоновое оформление. На самом деле, старомодные средства не так уж плохи...

8) Общение вместо представления

Ваше выступление выиграет, если вы будете излагать материал тем же повседневным языком, которым пользуетесь в лаборатории, давая разъяснения студенту. Нет никакой необходимости использовать более формальный язык. На самом деле, формальный язык вовсе не нужен, поскольку мешает слушателям понять смысл сообщения. Не пытайтесь поразить аудиторию причудливыми выражениями, формальными конструкциями, узкопрофессиональным жаргоном или излишними сокращениями. Думайте о выступлении в терминах общения, не рассматривайте его как постановку литературной пьесы. Слушателей порадует, если за вашим рассказом будет легко следить.

9) Хронометраж совершенно необходим

Теперь наступает момент истины: укладывается ли подготовленный вами материал в заданные временные рамки? Выяснить это можно единственным способом: возьмите секундомер и начинайте. Обычно такой опыт разочаровывает. Во-первых, вы можете обнаружить, что предложения просто не подходят. В таких случаях мое решение - сесть и написать первую часть ясными, короткими предложениями. Во-вторых, скорее всего, окажется, что материала слишком много. Следовательно, придется урезать материал, но я все же надеюсь, что вы не слишком сократите общее введение. Помня о кривой уровня внимания, лучше выбросить несколько не самых важных моментов в середине сообщения. Никогда не сокращайте за счет введения и выводов!

Тщательный хронометраж вашего выступления крайне важен. Превышение времени - это оскорбление аудитории и следующего за вами докладчика, особенно если сессии идут параллельно. Нет ничего более обескураживающего, чем ситуация, когда председатель вынужден прервать вас прежде, чем вам удастся изложить выводы!

10) Вы нервничаете? Надеюсь, это так!

Немногие из нас родились талантливыми ораторами. Почти каждый волнуется перед выступлением. У начинающих нервозность может легко превратиться в неуверенность, вызванную ощущением неопытности.

Часто начинающие воспринимают свое волнение как знак того, что они совершенно не способны хорошо выступить. Это неправильно. Все симптомы нервозности, такие как частое сглатывание, дрожь, потение и др., это признаки того, что ваш организм готовится к чему-то важному. Гимнасты, актеры, музыканты и ... опытные ораторы научились распознавать эти симптомы и правильно их оценивать. Их тревожит, если эти симптомы отсутствуют!

Опыт - это то, что приходит со временем, из практики и анализа своих и чужих выступлений. Никто не упрекнет вас за то, что вы новичок. Однако, если вы постараетесь избежать типичных ошибок, которые делают начинающие (и даже опытные ораторы), это будет хорошим началом вашей карьеры докладчика. Если вы знаете и понимаете основные принципы и умеете их применять, скорее всего, вам удастся выступить значительно лучше по сравнению со средним уровнем выступлений на международных встречах. Таким образом, недостаток опыта не столь важен, если ваше сообщение хорошо подготовлено и вы стараетесь избежать ошибок, перечисленных в этой брошюре.

По сути, рассмотренные десять шагов сводятся к двум принципиальным моментам: 1) какую основную мысль я хочу донести до слушателей, 2) как помочь аудитории лучше понять эту мысль. Понимание того, как люди слушают и запоминают - ключ к подготовке выступления, которое многим понравится.

 

Окончание статьи в следующем номере.



Copyright © catalysis.ru 2005-2023
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных